С.М. Валявко АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Журнал » 2016 №19 : С.М. Валявко АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ | ||||||||||||||||
Просмотров: 16962 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С.М. Валявко МГПУ, Москва В статье описано начало развития самооценочного отношения у нормально развивающихся старших дошкольников и их сверстников с разными типами недоразвития речи. Наиболее близки к нормально развивающимся — заикающиеся, наиболее своеобразны — дети с общим недоразвитием речи. Описаны также корреляции уровней развития самооценки старших дошкольников с другими особенностями их личности. Ключевые слова: психологическая диагностика, самооценка, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи, заикание. S.M. Valyavko MCU, Moscow ANALYSIS OF FORMATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN SELF-ESTEEM The article is devoted to the description of the beginning of a self-esteem development in normally-developing senior preschool children and their peers with different types of speech underdevelopment. The study showed that children with stuttering problem are closer to the normally-developing children, while children with general speech underdevelopment have more peculiar differences. The correlation between the levels of the senior preschool children self-esteem development and their personality features has been also described. Key words: psychological diagnostics, self-esteem, senior preschool children, general speech underdevelopment, stuttering.
Введение Осознание себя и отношение к себе у ребенка начинают формироваться на втором году жизни. Этому способствует возможность видеть себя в зеркале, показ частей своего тела по просьбе («покажи носик» и т. п.), а также возникающие вследствие определенных отношений наиболее близких взрослых элементы самооценки («я хороший мальчик», «я плохой»). Окончательный вклад в формирование самооценочного отношения вносят результаты ожидания ребенком успеха или неудачи, наказание, критика или похвала [20]. Одновременно с формированием половозрастной идентификации и представлений о себе в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться оценочные суждения и оценочное отношение к собственным качествам — на основе этого в будущем складывается самооценка. Самооценочное отношение у дошкольника еще не осознанное, эмоциональное, недифференцированное, подверженное влиянию оценки окружающих и множества других факторов. Все исследователи считают, что самооценка является показателем комплексным и представляет собой совокупность внешних оценок себя. Потребность личности в поддержании высокого уровня самооценки считается универсальной для всех культур. Подавляющее большинство научной литературы по психологии самооценки опубликовано на английском языке [9]. В ней для обозначения самооценки как понятия чаще всего используются три термина-синонима: «self-esteem», «self-evalution» и «self-rating». Два последних наиболее близки друг к другу и обычно применяются при использовании личностью каких-то средств (методик), дающих представление о себе. «Self-esteem» предполагает определение степени самоценности личности. Считается, что трудно сколько-нибудь точно измерить самооценку детей младше семи лет. У дошкольников, видимо, отсутствует глобальная, или обобщенная, самооценка — «trait self-esteem»: они оценивают себя в каждой отдельной ситуации, что соответствует понятию «state self-esteem» [1: 15 и др.]. Такая вариативность самооценочного отношения, как спасательный круг, поддерживает ребенка в непростых, постоянно изменяющихся жизненных ситуациях и дает возможность не утратить оптимистической веры в будущее и ожиданий личных успехов. Л. С. Выготский писал, что именно к семи годам начинает складываться самооценка — обобщенное, т. е. устойчивое, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, отражает опыт его деятельности, общение с другими людьми [7: с. 184]. Современными психологами самооценка рассматривается как совокупность партикулярных оценок — общей, конкретной (ситуационной) и динамической. Вектор развития идет от конкретной самооценки — к общей через динамическую, которая является неким промежуточным звеном обобщения самооценочного отношения [17]. Общая самооценка появляется к концу дошкольного возраста, заметим, что это происходит при нормальном развитии ребенка. В младшем школьном возрасте самооценка становится более устойчивой [12]. Организация и методы исследования Недостатки речи затрудняют и замедляют формирование самосознания, что сильно сказывается на развитии социального взаимодействия, в частности мешает ребенку осознать и выразить свои потребности. Как отмечает Кирк и соавторы, при недостатках речевого развития отмечаются затруднения и отставание в формировании представлений о себе и самооценки. Последнее особенно отмечается при заикании [19: с. 254]. У ребенка с нарушениями речевого развития оценочное отношение к своей речи начинает формироваться в коррекционно-развивающем взаимодействии с логопедом. Можно предположить, что это происходит раньше, чем в норме, чему способствуют вынужденное более раннее начало учебной деятельности в случаях речевого дизонтогенеза и неизбежные оценки речевых успехов и неудач ребенка, даваемые логопедом. Гипотезой настоящего исследования выступило положение психологической науки о том, что вне зависимости от речевого статуса завышенная самооценка является возрастной нормой для всех дошкольников [10]. Экспериментальную группу составили 424 ребенка с верифицированным заключением «общее недоразвитие речи III уровня» по российской классификации Р. Е. Левиной (средний паспортный возраст — 5 лет 8 мес.), 100 дошкольников с нормальным развитием вошли в контрольную группу (их средний паспортный возраст — 5 лет 7 мес.). Контрастная по ряду методик группа была представлена дошкольниками с заиканием (30 детей). Все дети посещали обычные общеобразовательные и специализированные дошкольные образовательные учреждения г. Москвы. Исследование проводилось в 2010–2013 гг. Для изучения заявленной проблемы использовалась методика «Лесенка» В. Г. Щур.Для получения данных о связи самооценки с другими личностными компонентами применялись методики, описанные нами ранее [3–5] и др.
Результаты исследования и их обсуждение На первом этапе статистической обработки был проведен разведочный анализ с помощью пакета прикладных программ для статистической обработки, а именно SPSS statistics 21 version. Данные полученные с помощью Т-критерия Стьюдента позволяют говорить о наличии достоверно значимых различий самооценки в группе детей с ОНР и их сверстников с нормальной речью, а также заикающихся (см. таблицу 1). Таблица 1 Достоверность различий (Т-критерий для независимых выборок)
На рисунках 1–3 представлены данные, полученные с помощью методики «Лесенка» В. Г. Щур. Зависит ли обобщенная самооценка дошкольника от его речевого статуса? Обратимся к рисунку 1.
Рис. 1. Особенности самооценки дошкольников с разным речевым статусом
Показатели неадекватно завышенной самооценки (в %) имеют близкие значения в группах детей с речевым дефектом, но их число в 3–4 раза превышает показатели такой самооценки у дошкольников с нормальной речью. Возможно, дети с речевыми недостатками в гораздо большей степени по сравнению с нормой переоценивают себя. Является ли это следствием гиперкомпенсации личности как реакции на дефект или несформированности обобщающей функции? Нам представляется, что ответ на этот вопрос требует специальных исследований с применением других методик. Процентные показатели заниженной самооценки у всех исследуемых групп не имеют достоверно значимых различий, т. е. изначально низкая самооценка не связана с речевым статусом и, очевидно, обусловлена другими причинами. В частности, материалами исследования С. Хартер (1987, 1990) выявлено несколько типов воздействия на самооценку ребенка, в том числе ощущаемое или неощущаемое им чувство поддержки, которое ребенок испытывает от значимых лиц близкого круга общения [1]. Венгерские ученые Й. Раншбург и П. Поппер указывают на очень сильную потребность ребенка в чувстве собственной компетенции и возлагают ответственность за удовлетворение этой потребности на поведение взрослых, которое должно стимулировать детей формировать свою компетентность во всех ее проявлениях. Под влиянием положительного или отрицательного стимулирования проявлений компетенции у ребенка вырабатывается соответствующее мнение о себе, т. е. самооценка [16]. Завышенная самооценка примерно одинакова в процентном отношении у дошкольников с речевыми недостатками (38,2 и 38,5 %), но встречается достоверно реже, чем у их сверстников с нормальным развитием речи (57 %). Полученные сведения по последней группе не расходятся с описанными ранее [6; 8; 13; 14] и др. Число дошкольников с адекватной самооценкой приблизительно одинаково во всех исследуемых группах и составляет около четверти детей. Итак, проанализированные выше показатели иллюстрируют довольно широкий разброс, что говорит об интенсивном процессе формирования самооценочного отношения в старшем дошкольном возрасте. Существует ли каузальная связь между особенностями самооценки и возрастом детей-дошкольников? Посмотрим на рис. 2, демонстрирующий полученные данные.
Рис. 2. Особенности самооценки дошкольников с разным речевым статусом в зависимости от возраста
На протяжении 6–7-го лет жизни самооценка детей с ОНР не претерпевает существенных изменений. У остальных исследованных групп дошкольников изменения несколько более выражены, но не достигают уровня достоверной значимости. В отношении различий самооценки по полу (рис. 3) можно сказать следующее. У старших дошкольников с ОНР таких различий не выявлено. Самооценка шестилетних мальчиков с ОНР и с заиканием достоверно не различаются. Поскольку сравнительные исследования самооценки детей с речевым дизонтогенезом с дополнительной дифференциацией по полу и возрасту проводилось впервые, мы не можем сопоставить их с другими эмпирическими данными. У дошкольников с нормальным уровнем речевого развития выявлены отличительные особенности по половому признаку (на уровне достоверной значимости). Большинство мальчиков имеют завышенную самооценку, в то время как девочек с завышенной самооценкой достоверно меньше. Адекватную самооценку имеют около трети девочек (32,3 %) и 13, 2 % мальчиков с нормальным уровнем речевого развития.
Рис. 3. Особенности самооценки дошкольников с разным речевым статусом в зависимости от пола
Рассмотрим связи самооценки с другими показателями личностного развития, такими как сформированность ценностно-потребностно-мотивационной сферы личности (см. рис. 4–6).
Рис. 4. Корреляционные связи самооценки с другими проявлениями личности у детей с ОНР Чем больше дошкольник с ОНР доволен собой (т. е. чем выше его самооценка) и своей компетентностью (в том числе и своей речью), тем меньше его страхи, ниже уровень его мотивации к логопедическим занятиям, общению, тем интернальнее его локус контроля. Рис. 5. Корреляционные связи самооценки с другими проявлениями личности у детей с заиканием
Чем выше самооценка ребенка с заиканием и чем больше она приближается к неадекватно высокой, тем меньше проявлений застенчивости и ситуативной тревожности. Но это справедливо только для тех ситуаций, которые не связаны с использованием речи (рис. 5).
Рис. 6. Корреляционные связи самооценки с другими проявлениями личности у детей с нормальным речевым развитием У дошкольников с нормальным уровнем речевого развития самооценка, прежде всего, связана с ценностью познавательной деятельности (у них, очевидно, уже работает принцип древних греков «Познай самого себя!») и удовлетворением потребности в безопасности. Чем выше самооценка, тем меньше выражена личностная тревожность и ценность общения. Сделаем некоторые выводы:
Полученные выводы о формировании самооценки в дошкольном возрасте дают основание считать, что недоразвитие лексико-грамматической стороны речи (обуславливающее существенно худшее восприятие речевого сообщения на слух) у дошкольников с ОНР обуславливают трудности понимания ими речи окружающих. Недостатки импрессивной речи оказывают более сильное влияние на личностное развитие, чем трудности коммуникации их сверстников с заиканием, у которых понимание содержания речевого общения не отличается от нормы. Литература
References
|
||||||||||||||||