Калькова Г. В. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Журнал » 2013 №8 : Калькова Г. В. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА |
Просмотров: 4161 ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ
Калькова Г. В.
В статье обосновано авторское понимание сущностных основ процесса повышения квалификации педагогических кадров в условиях формирующейся инновационной среды образовательной организации. Дано обоснование проблематизации педагогического опыта как концептуальной основы формирования процесса саморазвития педагога. Сформулированы педагогические условия организации рефлексивной среды в учебном процессе на курсах повышения квалификации педагогов.
THE ROLE OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE IN INDIVIDUAL TRAJECTORY FORMATION OF TEACHERS’ PROFESSIONAL DEVELOPMENT
The article reviews the author’s ideas about the main features of the process of teachers’ advanced training under conditions of innovative educational environment. The problem of pedagogical experience is considered to be the basis for teacher’s self-development process forming. The main pedagogical conditions for an organization of the reflexion environment in the educational process during the teachers’ advanced training are determined. В отечественной психологии имеется достаточное количество исследований, обосновывающих связь личности с производимой ею деятельностью, взаимовлияние между субъектом и его деятельностью (Л.С.Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Е.И.Степанова, Г.В. Суходольский и др.). Так Е.И.Степанова отмечает: «У взрослого человека, если исключить студенческий возраст, ведущим видом деятельности является трудовая. Труд, как вид деятельности, является средством или фактором, ускоряющим развитие человека. Под влиянием труда происходит не только тренировка определённых функций человеческого организма, но и формирование жизненных позиций и ориентации, определение планов на будущее, социализация личности» [4]. Определение планов и перспектив профессионального совершенствования педагога осуществляется на основе фиксации и анализа им достигнутого уровня профессионального мастерства. И здесь в значительной степени актуальной становится включение в содержание анализа дополнительного образования проблемы рефлексии. Следует отметить, что вопросы, связанные с рефлексией, в современной педагогической литературе, посвященной профессиональному совершенствованию, в прямой постановке ставятся не так уж и часто, хотя еще Д. Локк отмечал: «Под рефлексией… я подразумеваю то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности»... Рефлексия дает «такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя» [2, с. 77- 82]. В соответствии с точкой зрения Ю.Н. Степанова рефлексия функционирует при самоопределении субъекта внутри собственного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не Я») [5]. Специфика рефлексивных процессов при самоопределении обусловлена духовным миром человека, его способностью к осмыслению или переосмыслению собственного опыта, знаний о себе, чувств, оценок, мнений, отношений и т.д. Такую рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление человеком себя и своих отношений с миром, сегодня называют часто личностной. Понятие педагогической рефлексии характеризует процесс идентификации педагога со сложившейся педагогической ситуацией, с обучающимися, а также с различными моделями педагогической деятельности, различными педагогическими технологиями и т.д. Как правило, течение данного процесса связано с анализом затруднений, возникающих при сравнении опыта прошлого, имеющегося и того, наличие которого представляется необходимым. Как результат – проблематизация педагогического опыта, обуславливающая поиск необходимых корректив в общении, в коммуникации и совместной деятельности. В процессе проблематизации опознаются свойства, как прежней жизнедеятельности, так и той среды, в которой она протекает. Опираясь на них, педагог прогнозирует и предопределяет будущие действия, строит сами процессы, определяющие эффективность профессиональной деятельности в целом, моделирует систему своего профессионального самосовершенствования. Сам процесс продвижения к состоянию ощущения необходимости в самосовершенствовании в достаточной степени закономерен. Так, например, анализ педагогической практики московских колледжей позволяет согласиться с классификацией этапов профессионального становления педагогов, приведенной О.В. Волковой [1, с. 34-35]: Если привнести в представленную типологию больше оптимизма, то четвертый этап можно представить как педагогическое творчество, новаторство, профессиональная инициатива. Совершенно закономерно, что система повышения квалификации педагогов строится с учетом представленных этапов профессионального становления. Так прохождение краткосрочных курсов повышения квалификации непосредственной обязанностью становятся для педагогов, проработавших в системе образования не менее 5 лет. Это педагоги: Это – педагоги, стоящие на этапе начала активного профессионального самосовершенствования. Однако учет данного обстоятельства в системе организации курсов повышения квалификации, как правило, осуществляется в контексте преодоления проблем, связанных с организацией развивающей образовательной среды. 1. Обеспечение единого проблемно – смыслового поля в содержательном пространстве учебного процесса с учетом актуальных проблем и противоречий, осознаваемых слушателями на основе анализа личного педагогического опыта. 2. Формирование рефлексивной учебной среды, предусматривающей наличие специальных рефлексивных процедур, актуализирующих рефлексивные способности, позволяющих каждому слушателю максимально раскрыть и совершенствовать свой творческий потенциал. 3. Обеспечение благоприятного педагогического климата, способствующего саморазвитию, взаимодополняемости и взаиморазвитию педагогов. 4. Выявление, актуализация, корректировка и развитие процессов самодиагностики и проектирования слушателями индивидуального маршрута повышения профессиональной квалификации. 5. Выход за пределы условий формального педагогического общения с целью создания оптимальных условий для свободы выбора, для стимулирования творческого характера учебно-познавательной деятельности без опасения осуждения за ошибку. 6. Создание в процессе проведения занятий учебно-экспериментальной обстановки, способствующей пониманию педагогами сущности и содержания разворачивающихся в процессе совместной деятельности взаимоотношений и событий. В связи с вышеизложенным, представляется возможным сформулировать приоритетные направления повышения эффективности системы повышения квалификации педагогических кадров. Во-первых, сама система должна соответствовать своему истинному предназначению – реализовывать процесс повышения профессиональной квалификации педагогов, не сводиться к очередному «прочтению» базовых профессиональных знаний. Во-вторых, сущностной составляющей процесса повышения квалификации должно стать формирование условий, способствующих проблематизации личного профессионального опыта каждым педагогом, формирование прочных мотивов совершенствования профессионального мастерства в формирующейся инновационной среде образовательного учреждения. В-третьих, в основу развивающей педагогической среды курсов повышения квалификации педагогических кадров должны быть положены педагогические технологии, всемерно способствующие личностному росту (развитие характера, способностей и индивидуальности) и профессиональному развитию (рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности). К числу наиболее актуальных развивающих педагогических технологий, способных стимулировать рефлексийные способности, формировать у слушателей стремление к критическому осмыслению личного педагогического опыта и определять направления его эффективного саморазвития можно отнести: В целом, задачи модернизации системы профессионального образования связаны с переходом к качественно новому этапу. Осуществить данный переход должны педагоги, обладающие различным профессиональным опытом, способностями к его проблематизации, и построении на этом основании индивидуальной траектории профессионального самосовершенствования. Одним из наиболее значимых институтов подготовки специалистов инновационного склада для системы профессионального образования должна стать модернизированная система повышения квалификации педагогических кадров.
Литература
|