Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Журнал » 2023 №47 : Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе
    Просмотров: 205

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.5

 

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

ВЗАИМОСВЯЗИ БУЛЛИНГ-СТРУКТУРЫ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ

В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 

Н. Г. Дядык,

ЮУрГГПУ, Челябинск,

djadykng@cspu.ru

 

Под буллингом понимают физическое и психологическое насилие, которое испытывают на себе учащиеся. Буллинг — это феномен групповой, и он имеет свою структуру. Настоящая статья посвящена изучению взаимосвязи между структурой буллинга и психологической атмосферой в школьном коллективе. В 2022 г. было проведено исследование структуры буллинга в школах города Челябинска и Челябинской области. Выборку составили 467 школьников от 10 до 16 лет, из них 228 мужского и 239 женского пола. Для сбора эмпирических данных использовались методика выявления буллинг-структуры Е. Г. Норкиной и опросник риска буллинга А. А. Бочавер и др.

Результаты исследования показали, что буллинг-структура связана с психологическим климатом в школе. Предикторы буллинга прямо связаны со склонностью детей занимать позиции жертвы, наблюдателя, помощника инициатора травли и обратно с позицией защитника жертвы и инициатора буллинга. Уровень благополучия прямо связан со склонностью занимать позицию инициатора и защитника, а также обратно связан со склонностью занимать позицию жертвы, наблюдателя и помощника инициатора травли. Таким образом, тип буллинга связан с буллинг-структурой, а также местом нахождения школы, ее типом, уровнем небезопасности в классе и полом школьников.

 

Ключевые слова: буллинг; структура буллинга; системный анализ; агрессия; школьный коллектив.

 

Для цитаты: Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 61–72. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.5

 

Дядык Наталья Геннадьевна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинск.

E-mail: djadykng@cspu.ru

ORCID: 0000-0002-9256-3438

 

 

Литература

 

1. Белеева И. Д., Заглодина Т. А., Панкратова Л. Э., Титова Н. Б. Сравнительный анализ склонности подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации, к буллингу // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 188–194. DOI: 10.26170/po20-06-21

2. Жерздев М. Р. Психологический климат класса как фактор буллинга в школьной среде // Научные исследования молодых ученых: сб. статей IX Международной научно-практической конференции (Пенза, 17 февраля 2021 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2021. С. 209–211.

3. Молчанова Л. Н., Кузнецова А. А., Фомина А. В., Прокофьева А. А. Особенности статусно-ролевой структуры риска школьного буллинга среди подростков [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования: международный электронный научный журнал. 2022. № 4 (58). С. 440–456. URL: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-04/ (дата обращения: 23.10.2023). DOI: 10.32744/ pse.2022.4.26

4. Науменко М. В., Кузнецова О. А. Особенности риска буллинга подростков, получающих дополнительные образовательные услуги // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 6 (172). С. 328–331.

5. Никулина Н. Н. Предпосылки формирования буллинга у подростков в образовательной среде // Актуальные вопросы общества, науки и образования: сб. статей II Международной научно-практической конференции (Пенза, 25 марта 2022 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2022. С. 126–128.

6. Новикова И. С. Буллинг в современной образовательной среде с позиции отечественных исследователей // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8 (100). С. 129–132. DOI: 10.24158/ spp.2022.8.19

7. Серебрякова П. И. Влияние позиций студентов в буллинг-структуре на уровень самооценки // XXXIV Международные Плехановские чтения: сб. статей студентов (Москва, 29–31 марта 2021 г.): в 4 т. Т. 4. М.: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2021. С. 215–218.

8. Тарасенко М. Л., Павлишак А. И. Исследование взаимосвязи буллинга и агрессивного поведения подростков в образовательной организации // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/51PSMN422.pdf (дата обращения: 03.10.2023).

9. Усеинова Э. С. Психологические особенности юношей с различными ролевыми позициями в буллинг-структуре // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 2386–2394.

10. Cornu C. An introduction to a whole-education approach to school bullying: recommendations from UNESCO scientific committee on school violence and bullying including cyberbullying / C. Cornu et al. // International Journal of Bullying Prevention. 2022. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s42380-021- 00093-8#citeas (дата обращения: 02.10.2023). DOI: 10.1007/s42380-021-00093-8

11. Dorio N. B., Clark N. K., Demaray M. K., Doll E. M. School climate counts: a longitudinal analysis of school climate and middle school bullying behaviors // International Journal of Bullying Prevention. 2020. Vol. 2. P. 292–308. DOI: 10.1007/s42380-019-00038-2

12. Hamstra C., Fitzgerald M. Longitudinal effects from childhood abuse to bullying perpetration in adolescence: the role of mental health and social problems // Journal of Child & Adolescent Trauma. 2022. Vol. 15. P. 869–881. DOI: 10.1007/s40653-021-00409-2

13. Lönnfjord V., Hagquist C. Students’ perception of efforts by school staff to counteract bullying and its association with students’ psychosomatic problems: an ecological approach // Trends in Psychology. 2022. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s43076-022-00176-5.pdf?pdf=button%20sticky (дата обращения: 02.10.2023). DOI: 10.1007/s43076-022-00176-5

14. Mellado C., Mendez-Bustos P. Heterogeneity in involvement in school bullying: a latent classes analysis // Revista Electronica Educare. 2021. Vol. 25. № 3. P. 1–15. DOI: 10.15359/ree.25-3.4

15. Nickerson B. A. Preventing and intervening with bullying in schools: a framework for evidence-based practice // School Mental Health. 2019. Vol. 11. P. 15–28. DOI: 10.1007/s12310-017-9221-8

16. O’Higgins N. J. Tackling bullying from the inside out: shifting paradigms in bullying research and interventions // International Journal of Bullying Prevention. 2020. Vol. 2. P. 161–169. DOI: 10.1007/s42380- 020-00076-1

17. Ossa F. C., Pietrowsky R., Bering R., Kaess M. Symptoms of posttraumatic stress disorder among targets of school bullying // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2019. Vol. 13. URL: https:// link.springer.com/article/10.1186/s13034-019-0304-1#citeas (дата обращения: 02.10.2023). DOI: 10.1186/ s13034-019-0304-1

18. Ostrov J. M. Prospective associations between aggression / bullying and adjustment in preschool: Is general aggression different from bullying behavior? / J. M. Ostrov et al. // Journal of Child and Family Studies. 2019. Vol. 28. P. 2572–2585. DOI: 10.1007/s10826-018-1055-y

19. Smith F. K., Caron S. L. Exploring the experiences and impact of middle school and high school bullying: A qualitative analysis of interviews with college women // Current Psychology. 2022. Vol. 42 (2). URL: https://citation-needed.springer.com/v2/references/10.1007/s12144-022-03267-9?format=refman&flavour=citation (дата обращения: 02.10.2023) DOI: 10.1007/s12144-022-03267-9

20. Stark A. M., Hopkins S. The framing of past bullying experiences: Impact on social decision-making, emotions, and pred // International Journal of Bullying Prevention. 2022. Vol. 4. P. 266–284. DOI: 10.1007/ s42380-021-00102-w

21. Xie Z., Man W., Chuanjun L., Fu X. A PRISMA-based systematic review of measurements for school bullying // Adolescent Research Review. 2023. Vol. 8. P. 219–259. DOI: 10.1007/s40894-022-00194-5

22. Yubero S., Marta de las Heras, Navarro R., Larrañaga E. Relations among chronic bullying victimization, subjective well-being and resilience in university students: a preliminary study // Current Psychology. 2023. Vol. 42. P. 855–866. DOI: 10.1007/s12144-021-01489-x

23. Zeng L.-H., Hao Y., Hong J.-C., Ye J.-N. Correction to: The relationship between teacher support and bullying in schools: the mediating role of emotional self-efficacy // Current Psychology. 2023. URL: https://link.springer. com/content/pdf/10.1007/s12144-023-04689-9.pdf?pdf=button%20sticky (дата обращения: 02.10.2023).

24. Zsila Á., Urbán R., Griffiths M. D., Demetrovics Z. Correction to: gender differences in the association between cyberbullying victimization and perpetration: the role of anger rumination and traditional bullying experiences // International Journal of Mental Health and Addiction. 2020. Vol. 18 (1). P. 257. DOI: 10.1007/ s11469-018-9926-4